26.01.2021г в АГКСиТ  был проведён  семинар-тренинг на тему «Этика деловых отношений в педагогическом коллективе», психологом Хасановой Г.С....

 

Кодекс чести преподавателя ГККП «Алматинский государственный колледж сервиса и технологий»

 

Общие положения

Настоящий Кодекс чести педагогических сотрудников  колледжа (далее - Кодекс) разработан на основании Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан  «Об образовании», Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», а так же приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан № 9 от 8 января 2016 года «Об утверждении правил педагогической этики» в соответствии с общепринятыми моральными и этическими нормами для всех нормативных актов, касающихся образования и воспитания, определяет основные принципы, нормы и стандарты поведения, а также морально-этические отношения педагогов- работников.

К педагогам - работникам относятся директор колледжа, заместители директора по учебно-воспитательной работе, по учебно-методической работе, по производственной практике, информационной работе, преподаватели, заведующие отделения, методисты и др. работники находящиеся в списке педагогов-преподавателей, а также лица, приравненые к ним, утвержденные Правительством Республики Казахстан.

В колледже к педагогическим работникам относятся люди, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с образованием и воспитанием обучающихся (Согласно статье 50 Закона «Об образовании»). Педагоги-работники являются государственными служащими.

Государственная служба – это профессиональная деятельность государственных служащих, направленная на выполнение должностных полномочий, для осуществления выполнения задач и функций государственных предприятий и государственных органов, а также профессиональная деятельность, направленная на обеспечение и функционирование своих служебных обязанностей.

Государственный служащий – это лицо, которое исполняет служебные обязанности в казенных предприятиях, работающие в государственных учреждениях, имеющие штатное положение на платной основе в порядке, устаноленном законодательством Республики Казахстан, с целью осуществления своих обязанностей и функций.

Кодекс направлен на содействие воспитанию детей и воспитанию детей в колледже, формированию высокого уровня межкультурного взаимодействия в педагогической деятельности и предотвращению неэтичного развития.

Заместители директора и заведующие отделениями обеспечивают соблюдение требований настоящего Кодекса, а также текст этого Кодекса дожен быть вывешен в учебном заведении на видном месте, после принятия данного кодекса в течение 3 дней, все педагоги-работники должны письменно ознакомиться с ним. Вновь принятые на работу сотрудники должны быть ознакомлены с этим Кодексом.

Основные принципы педагогической этики "Об образовании", Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 гола "О противодействии коррупции", а также основаны на общепризнанных нравственных принципах и нормах Республики Казахстан.

 

Основными принципами педагогической этики являются:

      1) добросовестность:

      добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнении учеников, родителей, коллег;

 

      2) честность:

      честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права ученика, его родителей (законных представителей), коллег;

 

      3) уважение чести и достоинства личности:

      Педагог уважает  честь и достоинство обучающегося, родителя, высокопоставленных лиц, которые являются объектами его профессионального внимания, должен быть тактичен в общении с ними. Он искренне желает  развития студенту, проявляет готовность  всегда придти ему на помощь, деликатно оценивает все успехи  (не успехи) обучающегося.  Не допускается применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;

 

      4) уважение общечеловеческих ценностей:

      признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.

      Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в коллективе колледжа;

 

      5) профессиональная солидарность:

      педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету педагога.

      Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;

 

      6) непрерывность профессионального развития.

      Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

 

Основные нормы педагогического поведения

 Педагогический работник в своей деятельности:

 1) способствует воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям,  к этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;

 

 2) не допускает совершения действий, способных  дискредитировать высокое  звание  педагогического работника Республики Казахстан;

 

 3) добросовестно и качественно исполнять свои служебные обязанности;

 

 4) непрерывно совершенствует свое профессиональное мастерство, активно занимается самообразованием и  самосовершенствованием;

 

 5) неукоснительно соблюдает трудовую дисциплину;

 

 6) бережно относится к имуществу организации образования и  не использует его в личных целях;

 

 7) принимает меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подает пример честности, беспристрастности и справедливости;

 

 8) не допускает использования служебной информации в коммерческих или иных личных целях;

 

 9) личным примером способствует созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;

 

 10) придерживается делового стиля в одежде в период своих служебных обязанностей.

 

 В отношениях с участниками образовательного процесса педагогические работники:

 1) уважает права человека, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения  социального,  должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

 

 2) быть беспристрастным и объективным в оценке знаний и дисциплины учащихся, а также в применении мер поощрения и наказания;

 

 3) не допускает финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам  образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;

 

 4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относится к ней, использует конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения  своей профессиональной деятельности;

 

 5) оказывать профессиональную поддержку участникам образовательного процесса.

 

Преподаватель в сотрудничестве с коллегами должен:

1) соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;

 

 2) способствовать установлению и укреплению деловых и партнерских отношений и конструктивного сотрудничества в коллективе;

 

 3) пресекать нарушение официального этикета другими учителями или принимать другие меры для их предотвращения;

 

 4) избегать коллективных дискуссий о личных и профессиональных качествах, которые могут повлечь за собой честь и достоинство их коллег;

 

 5) предотвращать действия (бездействие), мешающие партнерам выполнять свои служебные обязанности;

 

 6) другие педагогические работники не ставят под сомнение профессиональную квалификацию работника.

 

Преподаватель в сотрудничестве с администарцией колледжа:

 1) выступать в качестве образца своего отношения к уважению чести и достоинства беспристрастности, справедливости, самодостаточности, личности;

 

 2) обеспечить соблюдение принципов меритократии, не предоставлять преференциальный режим в вопросах родства, ассоциации и личности при решении кадровых вопросов;

 

 3) быть беспристрастным в оценке результатов своей деятельности, а также в применении поощрений и штрафов;

 

 4) принимать меры, направленные на создание безопасных и необходимых условий для труда, охраны здоровья, эффективного функционирования, а также формирование благоприятного морально-психологического климата, исключающего честь и достоинство работников любых форм дискриминации и посягательств;

 

 5) не использовать свои официальные возможности влиять на их деятельность при решении вопросов некоммерческого характера;

 

 6) не принуждать правонарушения к совершению противоправных действий, а также к общепринятым нормам морали и этики;

 

 7) исключать факты необоснованных обвинений, унижения, нечестности, неполноценности и неточного поведения.

 

 Работники находящиеся рангом ниже:

 1) предоставлять только объективную и достоверную информацию при выполнении поручений руководителей;

 

 (2) незамедлительно уведомить руководство о дисциплинарных правонарушениях, которые нарушены нормами педагогической этики и педагогической деятельности, о которых они были проинформированы;

 

 3) предотвращать действия (бездействие), препятствующие исполнению правовых предписаний руководителя;

 

 4) не должны позволять личного доступа к руководству, стремиться к выгодам и преимуществам за счет их сервисных возможностей.

 

Ограничения и ответственность педагога-работника:

К педагогической деятельности:

 1) иметь медицинские противопоказания;

 2) лица, зарегистрированные в психиатрическом и (или) наркологическом диспансере;

 3) в соответствии со статьей 26 Трудового кодекса Республики Казахстан: совершены или привлечены к ответственности за уголовные преступления, преступления против человечности, здоровье и нравственность, сексуальные посягательства, убийства или торговлю людьми в целях торговли людьми;  на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан,  Не допускается прием на работу людей)

 

Педагогический работник, нарушивший служебные обязанности и вступивший в должность педагогического работника, может быть привлечен к ответственности, установленной законами Республики Казахстан, Правилами внутреннего распорядка.

В пункте 14 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан говорится, что работник, выполняющий образовательные функции, уволен за совершение противоправных действий, несовместимых с продолжением этой работы.

Сотрудники, учащиеся, родители (или законный представитель обучаемого), должностные лица, выяснившие обстоятельства ответственности, указанные в настоящем Кодексе, обращаются к директору колледжа. Для выяснения обстоятельств дела директор колледжа передает своему заместителю или специальной комиссии.  Лицо, проводящее проверку или комиссию, действует в рамках Трудового кодекса Республики Казахстан и обязано получать объяснения от всех работников и студентов, которые относятся негативно.  В случае отказа сотрудника или студента от комментариев должен быть заполнен специальный акт.  Отказ от комментариев освобождается от дисциплинарных взысканий.  Результаты проверки  рассматриваются на педагогическом совете, а директор колледжа издает приказ.  Дисциплинарная, административная, уголовная ответственность учителя осуществляется на основании действующего законодательства.

Преподавателю запрещается использовать учебный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды или подстрекательства учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан.

 

Общие стандарты поведения

Педагогический работник должен:

 1) быть честным, справедливым, прямолинейным, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливым и внимательным в отношениях со слушателями и коллегами;

 

 2) обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений;

 

 3) противодействовать действиям, которые препятствуют интересам колледжа, мешают эффективности образовательного процесса или снижают его эффективность;

 

 4) повысить свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного выполнения своих обязанностей, соблюдать ограничения и запреты, установленные законодательством Республики Казахстан;

 

 5) не вызывать критику со стороны сотрудников и студентов за их действия и поведение, не допускать преследования в суде, устранять недостатки и улучшать их работу;

 

 6) не использовать свое служебное положение для влияния на студента, других педагогических работников при решении отдельных вопросов;

 

 7) не распространять ложную информацию;

 

 8) обеспечивать сохранность имущества колледжа, использовать доверенное государственное имущество в разумных, эффективных и только служебных целях;

 

 9) строго придерживаться служебной дисциплины, честного, беспристрастного и качественного выполнения своих служебных обязанностей, рационального и эффективного использования рабочего времени;

 

 10) принимать постоянные меры по повышению качества образования и воспитания;

 

 11) предотвращать совершение правонарушений, предусматривающих дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

 

 12) соблюдать правила педагогической этики и служебного поведения.

 

Внешний вид педагогического персонала должен способствовать укреплению репутации колледжа при выполнении ими своих обязанностей и соответствовать общепринятым бизнес-требованиям, которые отличаются бизнесом, сдержанностью и беспристрастностью. Соблюдает нормы поведения за пределами сферы обслуживания

 

Стандарты поведения во внерабочее время:

1) придерживаться общепринятых морально-этических норм, предупреждать случаи непубличного поведения, в том числе в общественных местах, состояния достоинства и опьянения в обществе;

 

 2) быть скромным, не подчеркивать и не использовать свою позицию в процессе обучения;

 

 3) не нарушать закон, который, в свою очередь, ущемляет нравственность, дисциплину и безопасность в обществе и препятствует распространению незаконных, непубличных действий других граждан.

 

 Стандарты поведения связанные с выступлениями публично, в том числе перед СМИ

Публичную лекцию по вопросам деятельности колледжа проводит директор или другой работник, которому дал полномочия директор.

Педагогический персонал соблюдая вежливость, должен вести дебаты, без ущерба для престижа колледжа и педагогической деятельности.

Учителя должны высказать свое мнение по вопросам государственного образования и воспитания, если оно:

 1) не соответствует основным направлениям государственной образовательной программы;

 

 2) раскрывает официальную информацию, не разрешенную к публикации;

 

 3) от имени должностных лиц государства, государственных органов и других работников на имя этического языка, не подлежат публичному раскрытию.

 

Публикация материалов о педагогической, научной и иной творческой деятельности может осуществляться педагогическим работником только от его имени.

В случае, если публичное обвинение является необоснованным обвинением в том, что учитель совершил коррупционное преступление, он должен принять меры по его устранению в течение месяца с даты обнаружения такого обвинения.